Новости
Анвар Шамузафаров представил концепцию новой генеральной схемы расселения и градостроительного развития России на форуме «Малоэтажная Россия 2025»
3 декабря 2025 года состоялось пленарное заседание форума «Малоэтажная Россия 2025». Модератором выступил председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров представил подходы к долгосрочному прогнозированию, планированию и проектированию развития территорий, заложенные в разрабатываемую НОПРИЗ Генеральную схему расселения населения и градостроительного развития Российской Федерации.
Анвар Шамузафаров подчеркнул, что НОПРИЗ реализует поручение Минстроя России в рамках Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
Основная цель новой Генеральной схемы — переход от крайне неравномерного размещения населения и резких дисбалансов развития регионов к более сбалансированной и устойчивой системе расселения. Документ опирается на положения Стратегии национальной безопасности РФ, ориентированные на снижение концентрации населения и экономики в столичных агломерациях и опережающее развитие малых и средних городов и сельских территорий. Анвар Шамузафаров обратил внимание на то, что с 1959 года 64% сельских населенных пунктов фактически обезлюдели, заселенными остаются около 128–130 тыс. деревень и сёл.
Разработчики новой Генеральной схемы расселения предлагают сделать приоритетом малоэтажное индивидуальное жилищное строительство, в том числе на территориях исторически сложившихся, но ликвидированных и заброшенных сельских поселений. Предполагается, что спрос на ИЖС может стать драйвером возрождения таких территорий на фоне снижения интереса населения к жилью в многоэтажных домах.
В своем докладе Анвар Шамузафаров представил предложения по развитию систем расселения Северо‑Западной дуги Балтийской России, исторических территорий вокруг Москвы, оси Новосибирск–Томск и направления Екатеринбург–Новосибирск–Братск–Иркутск, а также концепцию развития зоны «Дуга Петра Великого» на Дальнем Востоке и формирование нового структурообразующего образования — Азовского кольца.
Для Северо‑Западного федерального округа предлагается система расселения, обеспечивающая рассредоточение населения, развитие транспортной связанности и интеграцию с Московской и Срединно‑Русской системами. Для Московской и Срединно‑Русской систем акцент сделан на возрождении заброшенных поселений за счет индивидуальных усадебных домов, создании необходимой социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры и новых рабочих мест с опорой на современные, в том числе космические, коммуникации. На направлении Новосибирск–Томск предлагается формировать зоны малоэтажной застройки в пределах часовой транспортной доступности, развивать дачно‑усадебные поселения и плантационное лесное хозяйство, сохраняя в составе земель поселений заброшенные деревни и создавая новые рабочие места.
Система расселения по оси Екатеринбург–Новосибирск–Братск–Иркутск должна уточнить функциональную специализацию территорий и скорректировать модели градостроительства с приоритетом ИЖС и строительства социальной инфраструктуры, предусматривая отвод значительных новых территорий под эти задачи и развитие мест приложения труда с учетом современных информационных и космических технологий.
Для Тихоокеанской части России предложена «двухтактная» модель заселения Большого Владивостока с развитием ИЖС и использованием сезонного (вахтового) труда в Арктической зоне взрослыми членами семей.
Концепция Азовского кольца предполагает развитие системы градостроительных узлов вокруг Таганрогского залива и Крыма, формирование лучевой и фрактальной сети связей с прибрежными и внутренними поселениями и использование высокого природно‑климатического и ресурсного потенциала бассейна.
В качестве методологической основы обозначены расселенческие принципы планировочной организации и градостроительного развития.
Первый принцип — рассредоточение производства и населения через формирование межрегиональных систем расселения, создающих природоцентричную матрицу развития и поддерживающих историческую устойчивость российской цивилизации. Подчеркивается необходимость перехода к новым технологическим укладам, опирающимся на высококвалифицированный труд, и переосмысления структуры инвестиций в пользу человеческого капитала — демографии, образования и качественных рабочих мест при доминировании частных вложений в жилищное строительство и градостроительство.
Второй принцип — природоцентричность: отказ от гиперконцентрированных агломераций и возврат к исторически сложившейся рассредоточенной системе, где развитие отраслей увязано с сетью флагманских и традиционных центров и новых производственно‑технологических узлов. Оптимальное градостроительство должно учитывать климат, природный потенциал и социально‑экономические условия. Связка «производство–расселение» рассматривается как единая система: для работников ресурсодобывающих отраслей предлагается развивать интервальные режимы занятости (вахтовые, сезонные, недельные), создавая на благоприятных землях опорные жилые комплексы и усадьбы для постоянного проживания семей, с меридиональным разнесением мест труда и жизни для повышения мобильности и качества среды.
По итогам обсуждения Анвар Шамузафаров озвучил необходимый пакет поручений для реализации предложенной концепции новой Генеральной схемы расселения и градостроительного развития России. Во‑первых, сформировать межведомственную комиссию под руководством министра строительства России Ирека Файзуллина при Общественном совете при Минстрое России с использованием ресурсов НОПРИЗ для доработки Генеральной схемы расселения и выработки новой градостроительной политики, ориентированной на малые города, сельские поселения, включая ранее ликвидированные, и пригородные зоны. В комиссию предлагается включить представителей РАН, РААСН, профессиональных объединений архитекторов и строителей, Фонда развития территорий, профильных институтов Минстроя и других организаций. Во‑вторых, рекомендовать финансово‑экономическому блоку и отраслевым министерствам при развитии инфраструктуры федерального значения переводить строительство таких объектов до 2030 года на максимально возможную самоокупаемость по аналогии с жилищным сектором. В‑третьих, предложить Минпромторгу и Минстрою организовать привлечение частных инвестиций в модернизацию строительной индустрии с приоритетом экологичных природных материалов — древесины, глины, легких газосиликатных и других легко утилизируемых решений.
