Законодательство

28/02/2025
Минстрой утвердил и дополнил изменения к ФСНБ-2022
Минстрой России приказом № 69/пр от 07 февраля 2025 года утвердил тринадцатые дополнения и изменения в федеральную сметную нормативную базу ФСНБ-2022, вступившую в действие с 25 февраля 2023 года.
В состав тринадцатого пакета дополнений и изменений в ФСНБ-2022 включены 332 новые сметные нормы. Из них 35 сметных норм разработала Главгосэкспертиза России.
37 сметных нормы сформированы в рамках реализации Плана мероприятий в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
45 проектов сметных норм были разработаны в порядке работ по гармонизации и интеграции с ФСНБ-2022 базы территориальных сметных нормативов (ТСН-2001). Актуализированные и новые нормы позволят сохранить и расширить параметрические ряды, указанные в соответствующих таблицах отраслевых сборников (ГЭСН).
124 сметных норм разработаны инициаторами в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, принятым приказом Минстроя России от 13 января 2020 года № 2/пр.
В целом изменения затрагивают актуализацию 1 077 сметных норм. В том числе они связаны с утверждением новых норм, корректировкой составов работ, уточнением наименований сметных норм, а также с корректировкой данных по строительным ресурсам.
Кроме того, внесены изменения по 26 позициям и добавлены 9 наименований машин и механизмов, которые обновят сборник «Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен».
Текущий пакет изменений и дополнений к ФСНБ-2022 также предусматривает:
- включение 585 новых строительных ресурсов в сборник «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен» (ФСБЦ);
- актуализацию 1827 строительных материалов;
- удаление 281 ресурсов.
Подробнее с внесенными изменениями можно ознакомиться на сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) по ссылке.
Аактуализация сметно-нормативной базы проводится при участии Главгосэкспертизы России и других ведомств и компаний-инициаторов во исполнение пункта 2.1 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации. План утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным от 10 декабря 2020 года № 11789п-П16.
В адрес Национального объединения изыскателей и проектировщиков поступило совместное информационное письмо Минкультуры России и Минстроя России с разъяснениями по возникающим вопросам, связанным с применением положений постановления Правительства РФ от 30.12.2023 г. № 2418 «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” работ по использованию лесов и иных работ».
Документ опубликован на сайте НОПРИЗ в разделе «Нормативно-правовое регулирование».
11/02/2025
Главгосэкспертиза России повысила коэффициент определения стоимости проведения госэкспертизы
Главгосэкспертиза России Распоряжением № 4-р от 17 января 2025 г. ввела изменения коэффициента Ki, отражающего инфляционные процессы по сравнению с 01 января 2001 г., который применяется при определении размера платы за проведение государственной экспертизы.
В документе указано, что с 16 января 2025 года коэффициент Ki составит 8,14, в 2024 году Ki = 7,44.
Данный индекс определен учреждением согласно ПП-145 от 5 марта 2007 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и опубликованными Федеральной службой государственной статистики индексами потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за 2024 год.
06/02/2025
Правительство скорректировало Правила осуществления банковского сопровождения контрактов
Постановление исключает обязанность поставщиков указывать идентификатор государственного контракта контрактах (договорах) и платёжных документах, а также отменяется требование направлять отчёт о результатах мониторинга фактического исполнения контракта в Федеральное казначейство.
Оптимизируется количество условий, необходимых для обеспечения банком расширенного сопровождения контракта.
Помимо этого, в соответствии с изменениями, договор о банковском сопровождении должен содержать положения об ответственности сторон в случае нарушения условий, установленных таким договором.
03/02/2025
Главгосэкспертиза России завершила разработку интеграции ИСУП и ЕЦПЭ
Главгосэкспертиза России завершила разработку интеграции Единой цифровой платформы экспертизы с Информационной системой управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП). Новый сервис запущен в промышленную эксплуатацию с 27 января 2025 года.
С этого момента заказчики могут создать заявление на государственную экспертизу, лишь указав идентификационные данные своего объекта в ИСУП. После этого импорт проектной документации из ИСУП на ЕЦПЭ будет выполнен автоматически.
Реализация интеграции двух систем также позволяет:
- в автоматизированном режиме уведомлять заказчика и передавать статусы прохождения экспертизы из ЕЦПЭ в ИСУП;
- передавать итоговое заключение экспертизы из ЕЦПЭ в ИСУП.
Работы по интеграции с ИСУП были одним из ключевых направлений по развитию единой цифровой среды в строительстве в 2024 году. Сегодня Главгосэкспертиза совместно с ФАУ «Роскапстрой» ведет подготовку к проведению пилотных проектов по отработке нового функционала в экспертных организациях, работающих на ЕЦПЭ.
31/01/2025
Минстрой актуализировал план сметных нормативов до 2027 года
Документ дополняет раздел I «Сметные нормы» разработкой и актуализации норм для технологий по:
-Установке конструкций из перекрестноклеевой древесины, досок строганных, балок клееных строганых. Устройство оконных и дверных проемов в панелях из перекрестноклееной древесины.
-Укладке трубопроводов канализации из труб полиэтиленовых.
-Выправке и послойной стабилизации пути.
В Раздел II. «Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации», включена разработка нормативных затрат для:
-на работы по экономическим изысканиям для автомобильных дорог,
-на разработку документации по планировке территории автомобильных дорог,
-на работы по подготовке проектной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства.
И актуализация изменений в нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации для создания инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, утвержденные приказом Минстрой № 912/пр от 13 декабря 2023 г.
Раздел III. «Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм» дополнен актуализацией изменений в методику определения сметной стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденной приказом Минстрой № 707/пр от 1 октября 2021 года.
24/01/2025
Минфин России разъяснил порядок изменения существенных условий контрактов
возникновение независящих от сторон обстоятельства, влекущих невозможность исполнения контракта.
Изменение условий осуществляется при наличии обоснованного изменения в письменной форме на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации,изменение объема или видов выполняемых работ по контракту.
Допускается изменение условий контракта по соглашению сторон.
Изменение цены контракта, заключенного на срок не менее 1 года, допускается в том случае, если это не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
Предметом контракта могут являться работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС, сохранению объектов культурного наследия, геологическому изучению недр.
Срок исполнения контракта не включает в себя срок прохождения экспертизы проектной документации.
16/01/2025
ФАС разъяснила, в каких случаях заказчик обязан направлять обращение о включении в РНП
актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
10/01/2025
Минпромторг формирует реестр инжиниринговых компаний в сфере промышленности
Код основного вида экономической деятельности организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) должен соответствовать:
- 10 «Деятельность специализированная в области дизайна».
- 12.1 «Деятельность, связанная с инженерно- техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора»;
- 12.8 «Деятельность по предоставлению инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».
Число работников научных и инженерно-технических специальностей. Для сферы создания промпродукции таких сотрудников должно быть не менее 60% штата, но минимум 5 человек, а для сферы создания промпроизводства - не менее 10% штата, но минимум 25 человек;
Выполнение не более чем за 3 года до даты подачи заявки о включении в реестр договоры об оказании инжиниринговых услуг на общую сумму не менее 15 млн руб. (по промпродукции) или 2 млрд руб. (по промпроизводству);
Получение не менее 60% выручки от оказания инжиниринговых услуг в одной из сфер (промпродукция или промпроизводство) за период, в котором исполнили договоры, и за год, предшествующий заявке.
Отсутствие процессов ликвидации, банкротства, статуса иноагента и др.
При условии выполнения требований, Минпромторг внесет запись в реестр не позднее 2 рабочих дней после того, как рассмотрит заявление, документы и подтвердит соответствие критериям. Первичная проверка занимает 20 рабочих дней со дня получения заявления, повторная (при доработке заявителем материалов) - 10 рабочих дней.
Застройщик или технический заказчик вправе утвердить внесенные в ПД изменения при наличии подтверждения соответствия вносимых в ПД изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ. Это подтверждение должно быть предоставлено лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку ПД, и утверждено привлеченным этим лицом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта (ГИП).
При подтверждении ГИПом соответствия изменений, вносимых в ПД, получившую положительное заключение экспертизы, требованиям ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ застройщик может не направлять в экспертную организацию такую ПД на повторную экспертизу.
При этом оценка изменений, внесенных в ПД, получившую положительное заключение экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ), требованиям п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения.
20/12/2024
Минстрой опубликовал рекомендации по внедрению цифрового функционала технического заказчика (НОТЕХ)
Минстрой опубликовал рекомендации по внедрению цифрового функционала технического заказчика, являющиеся приложением к профессиональному стандарту «Деятельность лиц, осуществляющих полномочия технического заказчика. Версия 2.0».
В документе представлена карта расширенного функционала технического заказчика при использовании информационного менеджмента в бизнес-процессах при реализации исполнительной документации в строительстве (ИСП), которая использует ролевую модель управления процессами. К каждой из функций, входящих в бизнес-процесс, привязаны определенные роли, выполняемые сотрудниками цифрового подразделения технического заказчика.
Ключевой задачей Ассоциации НОТЕХ является развитие рынка строительного инжиниринга.
Созданная при активной поддержке Минстроя России, Ассоциация НОТЕХ разрабатывает единый стандарт деятельности технических заказчиков, включающий такие критерии эффективности работы, как соблюдение сроков, стоимость и качество строительства, общих подходов к определению его функциональных и квалификационных требований, механизмов страхования рисков и ответственности.
11/12/2024
Минфин разъяснил, когда можно увеличить цену контракта с неопределенным объемом
При этом договор должен содержать условие об оплате предмета соглашения по цене единицы товара, работы, услуги с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения стоимости договора.
В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ указаны случаи, при которых по соглашению сторон допустимо увеличение цены контракта при его исполнении. Одновременно документом не предусмотрена возможность корректировки максимального значения стоимости договора.
Изменение по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2025, допускается, если при его исполнении возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Корректировки вносятся на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных, региональных и муниципальных нужд соответственно.
Таким образом, при наличии решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 01.01.2025, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
По итогам полугодовой работы с крупнейшими государственными корпорациями экспертами, в том числе НОТИМ, было выявлено множество малоизвестных на рынке «цифровых» систем, которые существуют в составе стека крупного промышленного заказчика и эффективно используются несколько лет. Наиболее успешные системы планируется тиражировать среди строительных организаций, масштабируя их применение на территории России для выравнивания «цифрового» контура регионов.
Для выявления высоких конкурентных качеств отечественных систем рабочей группой «ПРОМТИМ» в составе Минстроя России, Госкорпорации «Росатом» и НОТИМ проведены исследование и анализ российского программного обеспечения, которое уже внедрено и успешно применяется в сфере промышленного строительства. Его результаты в ближайшее время будут опубликованы на сайте Минстроя России. В рамках рабочей группы изучался софт, охватывающий ключевой подготовительный блок строительной отрасли – проведение изыскания и проектирования. Также анализировались все этапы строительного процесса и управление ими, включая специализированные направления, цифровизацию линейных объектов, зданий и сооружений высокой технологической сложности и период эксплуатации.
Широкая интеграция существующих систем автоматизированного проектирования Минстроем России во взаимодействии с Госкорпорацией «Росатом», НОТИМ при участии экспертного сообщества запланирована на 2025 год.
26/11/2024
Минстрой дал пояснения о вводе в эксплуатацию ЕИС «Стройкомплекс.РФ»
ЕИС «Стройкомплекс.РФ» создана на основе инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию и функционирование государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ с использованием ее программных и технических средств.
Постановлением Правительства РФ №1389 от 26.08.2023 определено, что ЕИС «Стройкомплекс.РФ» вступает в силу со дня ввода системы в эксплуатацию Минстроем России.
Постановлением Правительства РФ №1047 от 05.08.2024 внесены изменения в ЕИС «Стройкомплекс.РФ». В частности, подсистема «Реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства» заменена на подсистему «Реестр требований, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства».
Постановление Правительства РФ №1047, которым вносятся изменения в Постановление Правительства РФ №1389, вступило в силу с 01.09.2024.
Изменения в Постановление №1389, вносимые Постановлением №1047, вступили в силу после ввода в эксплуатацию ЕИС «Стройкомплекс.РФ» и вступления в силу Постановления №1389.
20/11/2024
Росреестр рассказал, когда возможна корректировка границ кадастровых кварталов
- описание местоположения границ земельного участка (ЗУ) соответствует установленным на основании ч. 13 ст. 22 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ ЗУ;
- в границах такого кадастрового квартала расположена большая часть площади данного ЗУ.
Росреестр информирует, что в настоящее время готовятся разъяснения в территориальные органы Росреестра в части применения положений Порядка кадастрового деления территории РФ и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденных приказом Росреестра №П/0183 от 22.05.2023, в том числе в случаях выявления некорректного присвоения номеров кадастровых кварталов.
В отношении применения п. 13 Порядка в том случае, если части границ кадастрового квартала совпадают с частями границ кадастрового округа (границей между субъектами РФ), отмечается следующее:
- Приведение описания местоположения границ (частей границ) кадастрового квартала в соответствие с описанием местоположения границ ЗУ согласно п. 13 Порядка не осуществляется, если части границ кадастрового квартала являются общими с частями границ кадастрового района, соответствующими частям границ муниципального образования и (или) кадастрового округа, соответствующим границе между субъектами РФ.
- Изменение описания границ единиц кадастрового деления в соответствии с описанием местоположения государственной границы РФ, границами между субъектами РФ осуществляется согласно требованиям п. 12 Порядка после внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о таких границах.
При этом Росреестр полагает, что положения п. 12 Порядка применяются только в отношении границ между субъектами РФ, описание местоположения которых установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
12/11/2024
Новые особенности регулирования земельных отношений в РФ
На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации №1483 от 02.11.2024 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. №629».
Постановление определяет особенности регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022—2024 годах, регламентирует случаи установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков (ЗУ), находящихся в федеральной собственности, и размер такой платы.
В частности, устанавливается дополнительное условие, допускающие продажу без проведения торгов ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и ЗУ, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду.
Для этого необходимо будет обеспечить соблюдение следующих условий:
- отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого ЗУ;
- при наличии в установленных правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) градостроительных регламентах испрашиваемого вида разрешенного использования (ВРИ) ЗУ применительно к территориальной зоне, в границе которой расположен ЗУ.
Указанные условия будут фиксироваться в договоре аренды земельного участка.
В настоящее время ЗУ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам РФ или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ.
После вступления в силу Постановления №1483 утратит силу норма, согласно которой при осуществлении указанной деятельности предоставление ЗУ может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории, за исключением документации по планировке территории (ДПТ), предусматривающей размещение объектов федерального значения и ДПТ РФ, документов градостроительного зонирования.
Постановление вступило в силу с дня официального опубликования.
08/11/2024
Росстандарт утвердил стандарт на контроль параметров ОКС с помощью ИИ
Положения стандарта распространяются на применение устройств, не являющихся измерительными приборами, в том числе роботов и робототехнических устройств, включая беспилотные авиационные системы, использующих технологии искусственного интеллекта при выполнении контрольных мероприятий во время проведения строительного контроля и/или при проведении авторского надзора при осуществлении визуального контроля состояния строящихся объектов капитального строительства и технологий выполнения строительно-монтажных и специальных работ, а также техническом осмотре результатов их проведения.
Документ не распространяется на проведение осмотра, связанного с применением других разрушающих и неразрушающих методов контроля. При использовании стандарта на опасных производственных объектах должны дополнительно учитываться требования действующих нормативных документов, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствующей сфере деятельности.
Нормативный документ вступит в силу 1 января 2025 года.
В письме указано, что позиция Минстрой по данному вопросу однозначна и полностью совпадает с изложенной в обращении НОПРИЗ. В частности, заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, согласно 44-ФЗ. Обязанностью заказчика является, в том числе, проверка соответствия участников закупок установленным им требованиям. В случае проведения единой закупки работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не обладающие правом выполнять такие работы, не вправе принимать участие в указанной закупке.
Кроме того, частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48 Градкодекса установлено обязательное требование об обеспечении выполнения инженерных изысканий и подготовке проектной документации соответственно специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования соответственно.
Такие специалисты должны быть трудоустроены по месту основной работы соответственно у члена СРО в области инженерных изысканий, у члена СРО в области архитектурно-строительного проектирования и осуществляют трудовые функции, предусмотренные статьей 55.5-1 Градкодекса, в том числе утверждение проектной документации, результатов инженерных изысканий, со дня включения сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. В принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу, выполненных лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 Градкодекса, будет отказано на основании пунктов 2 и 5 ч. 8 ст. 49.
17/10/2024
Разработаны новые ГОСТы по проектированию тепловых сетей и классификации модульных зданий
В частности, с 1 ноября 2024 года вводится в действие ГОСТ, содержащий общие требования и правила по разработке, оформлению и обращению проектной и рабочей документации (СПДС) — ГОСТ Р 71658-2024 «Система проектной документации для строительства. Правила оформления проектной документации линейных объектов. Тепловые сети».
Новости 1 - 20 из 122
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец