Законодательство

10/04/2025
Утверждён новый национальный стандарт для внедрения ТИМ
Росстандарт утвердил новый национальный стандарт ГОСТ Р 10.00.00.01 «Единая система информационного моделирования. Термины и определения». Разработка стандарта велась на базе Технического комитета по стандартизации ТК 505 «Информационное моделирование» под руководством Минстроя России и ДОМ.РФ. Разработчик – «Отраслевой центр капитального строительства» Росатома.
Утверждение национального стандарта серии Единой системы информационного моделирования (ЕСИМ) сформирует единую терминологическую базу для внедрения и развития технологий информационного моделирования (ТИМ) в градостроительной деятельности. Новый ГОСТ устанавливает систему однозначных понятий и определений, применимых ко всему жизненному циклу информационной модели объекта капитального строительства.
В новом документе отражены основные принципы и методологические подходы в области информационного моделирования, понятия для описания жизненного цикла данных в процессе обмена информацией. Так, в документе содержится свыше 70 стандартизованных терминов, используемых на всех этапах жизненного цикла объекта моделирования, а также справочные приложения со схемами и общетехническими понятиями. Установленные термины необходимо будет использовать во всех видах документации по ЕСИМ, а также по стандартизации в сфере информационного моделирования. Кроме того, официально закреплены процедуры формирования, ведения, верификации и валидации информационной модели, а также принципы управления информацией, роли и функции участников информационного моделирования, распределение ответственности между ними.
31/03/2025
Утвержден перечень типовой ПД в региональных инфраструктурных объектах
Приказом Минстрой от 24 марта 2025 года № 174/пр утвержден перечень проектной документации по объектам дорожной, транспортной и социальной инфраструктуры в Челябинской, Нижегородской областях, Хабаровском, Красноярском краях и Республике Татарстан.
Перечень включает 20 объектов, в том числе проект строительства второго главного пути на перегоне Тудур-Пони Дальневосточной железной дороги, зданий школ, детских садов и больниц.
Указанный перечень подготовлен в соответствии с подпунктом 5.4.89 пункта 5 Положения о Минстрой (утверждено ПП-1038), пунктом 4 ПП-278 от 1 марта 2022 года и пyнктом 3.5. распределения обязанностей между заместителями Министра, утвержденного приказом Минстроя России от 19 октября 2022 г. № 866/п.
27/03/2025
Новые правила работы с контрактами в ЕИС: заключение, изменение и расторжение с 01.04.2025
С 1 апреля 2025 года вступают в силу новые правила, обязывающие заказчиков использовать Единую информационную систему (ЕИС) на всех этапах заключения, изменения и расторжения контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.
1.Обязательное заключение контрактов через ЕИС:
- С 01.04.2025 вступает в силу требование о заключении контрактов через Единую информационную систему (ЕИС) при закупках у единственного поставщика по пунктам 2 (кроме исключений), 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
- До 31.03.2025 заказчики вправе добровольно применять это правило с 01.01.2025.
- В остальных случаях закупок у единственного поставщика (кроме пунктов 4, 5, 23, 42, 44 и 46) использование ЕИС также возможно с 01.01.2025.
- Проекты контрактов перед подписанием проходят контроль органа надзора в ЕИС, включая проверку источника финансирования и предельного размера аванса.
- С 01.04.2025 все дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по электронным процедурам, должны заключаться через ЕИС.
- Новые правила распространяются на контракты, заключенные до 01.04.2025, если они были оформлены через ЕИС и к ним ранее не заключались соглашения об изменении условий контракта без использования ЕИС.
- Контроль проекта дополнительного соглашения проводится при изменении объекта закупки, источника финансирования или размера аванса.
- С 01.04.2025 соглашения о расторжении контрактов, заключенных по результатам электронных процедур, также должны заключаться исключительно через ЕИС.
- Такие соглашения не направляются на проверку в орган контроля, проходя автоматический контроль в системе.
- Сведения о бюджетных обязательствах, сформированные в ЕИС, все же подлежат проверке органом контроля через личный кабинет.
19/03/2025
Утвержден базовый свод правил «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»
Минстрой России утвердил свод правил«Система нормативных документов в строительстве. Основные положения», направленный на решение трёх важнейших задач строительного нормирования. Таким образом, сформирована целостная структура документов по стандартизации в строительном комплексе, учитывающая одновременно все смежные системы нормирования. Также закреплен базовый терминологический аппарат для видов положений нормативных документов. Кроме того, с помощью настоящего свода правил внедряются элементы параметрического метода нормирования в строительстве, предусмотренного Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года.
Кроме того, утверждение указанного свода правил является знаковым и необходимым шагом для обеспечения возможности перевода требований нормативных технических документов в машинопонимаемый формат. Требования должны формулироваться таким образом, чтобы их можно было интегрировать в цифровые инструменты (BIM, CAD, расчетные комплексы), облегчая автоматизированные проверки и аналитические сценарии.
Документ прошел всестороннее рассмотрение профессионального сообщества и получил положительное заключение ТК 465 «Строительство», а также смежных технических комитетов, таких как: ТК 505 «Информационное моделирование», ТК 507 «Градостроительство».
10/03/2025
Обязательное применение цифрового контракта с единственным поставщиком с 01.04.2025
На портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ устанавливающий с 1 апреля 2025 года новые правила заключения контрактов с единственным поставщиком в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ключевое изменение — обязательное использование цифрового контракта при определенных обстоятельствах.
Согласно нововведениям, с 01.04.2025 цифровой контракт станет обязательным при заключении контрактов с единственным поставщиком по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Это означает, что все контракты, заключенные по этим основаниям, должны быть оформлены в электронном виде и подписаны квалифицированной электронной подписью (КЭП). Отказ от использования цифрового контракта в этих случаях повлечёт за собой юридические последствия.
Пункт 6: Закупка товаров, работ, услуг, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Пункт 6.1: Закупка товаров, работ, услуг, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Пункт 11: Закупка товаров, работ, услуг, которые могут быть поставлены (выполнены, оказаны) только единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пункт 12: Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд.
Пункт 54: Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Пункт 55: Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Для остальных оснований, перечисленных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (за исключением пунктов 4, 5, 23, 42, 44 и 46), использование цифрового контракта остаётся правом, а не обязанностью. Заказчики смогут выбирать между традиционным бумажным контрактом и цифровым. Однако рекомендуется активно использовать цифровой формат для повышения эффективности и прозрачности закупочной деятельности.
28/02/2025
Минстрой утвердил и дополнил изменения к ФСНБ-2022
Минстрой России приказом № 69/пр от 07 февраля 2025 года утвердил тринадцатые дополнения и изменения в федеральную сметную нормативную базу ФСНБ-2022, вступившую в действие с 25 февраля 2023 года.
В состав тринадцатого пакета дополнений и изменений в ФСНБ-2022 включены 332 новые сметные нормы. Из них 35 сметных норм разработала Главгосэкспертиза России.
37 сметных нормы сформированы в рамках реализации Плана мероприятий в области ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
45 проектов сметных норм были разработаны в порядке работ по гармонизации и интеграции с ФСНБ-2022 базы территориальных сметных нормативов (ТСН-2001). Актуализированные и новые нормы позволят сохранить и расширить параметрические ряды, указанные в соответствующих таблицах отраслевых сборников (ГЭСН).
124 сметных норм разработаны инициаторами в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, принятым приказом Минстроя России от 13 января 2020 года № 2/пр.
В целом изменения затрагивают актуализацию 1 077 сметных норм. В том числе они связаны с утверждением новых норм, корректировкой составов работ, уточнением наименований сметных норм, а также с корректировкой данных по строительным ресурсам.
Кроме того, внесены изменения по 26 позициям и добавлены 9 наименований машин и механизмов, которые обновят сборник «Сметные цены на эксплуатацию машин и механизмов в базисном уровне цен».
Текущий пакет изменений и дополнений к ФСНБ-2022 также предусматривает:
- включение 585 новых строительных ресурсов в сборник «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве в базисном уровне цен» (ФСБЦ);
- актуализацию 1827 строительных материалов;
- удаление 281 ресурсов.
Подробнее с внесенными изменениями можно ознакомиться на сайте федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) по ссылке.
Аактуализация сметно-нормативной базы проводится при участии Главгосэкспертизы России и других ведомств и компаний-инициаторов во исполнение пункта 2.1 Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации. План утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Маратом Хуснуллиным от 10 декабря 2020 года № 11789п-П16.
В адрес Национального объединения изыскателей и проектировщиков поступило совместное информационное письмо Минкультуры России и Минстроя России с разъяснениями по возникающим вопросам, связанным с применением положений постановления Правительства РФ от 30.12.2023 г. № 2418 «Об особенностях порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” работ по использованию лесов и иных работ».
Документ опубликован на сайте НОПРИЗ в разделе «Нормативно-правовое регулирование».
11/02/2025
Главгосэкспертиза России повысила коэффициент определения стоимости проведения госэкспертизы
Главгосэкспертиза России Распоряжением № 4-р от 17 января 2025 г. ввела изменения коэффициента Ki, отражающего инфляционные процессы по сравнению с 01 января 2001 г., который применяется при определении размера платы за проведение государственной экспертизы.
В документе указано, что с 16 января 2025 года коэффициент Ki составит 8,14, в 2024 году Ki = 7,44.
Данный индекс определен учреждением согласно ПП-145 от 5 марта 2007 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и опубликованными Федеральной службой государственной статистики индексами потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации за 2024 год.
06/02/2025
Правительство скорректировало Правила осуществления банковского сопровождения контрактов
Постановление исключает обязанность поставщиков указывать идентификатор государственного контракта контрактах (договорах) и платёжных документах, а также отменяется требование направлять отчёт о результатах мониторинга фактического исполнения контракта в Федеральное казначейство.
Оптимизируется количество условий, необходимых для обеспечения банком расширенного сопровождения контракта.
Помимо этого, в соответствии с изменениями, договор о банковском сопровождении должен содержать положения об ответственности сторон в случае нарушения условий, установленных таким договором.
03/02/2025
Главгосэкспертиза России завершила разработку интеграции ИСУП и ЕЦПЭ
Главгосэкспертиза России завершила разработку интеграции Единой цифровой платформы экспертизы с Информационной системой управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП). Новый сервис запущен в промышленную эксплуатацию с 27 января 2025 года.
С этого момента заказчики могут создать заявление на государственную экспертизу, лишь указав идентификационные данные своего объекта в ИСУП. После этого импорт проектной документации из ИСУП на ЕЦПЭ будет выполнен автоматически.
Реализация интеграции двух систем также позволяет:
- в автоматизированном режиме уведомлять заказчика и передавать статусы прохождения экспертизы из ЕЦПЭ в ИСУП;
- передавать итоговое заключение экспертизы из ЕЦПЭ в ИСУП.
Работы по интеграции с ИСУП были одним из ключевых направлений по развитию единой цифровой среды в строительстве в 2024 году. Сегодня Главгосэкспертиза совместно с ФАУ «Роскапстрой» ведет подготовку к проведению пилотных проектов по отработке нового функционала в экспертных организациях, работающих на ЕЦПЭ.
31/01/2025
Минстрой актуализировал план сметных нормативов до 2027 года
Документ дополняет раздел I «Сметные нормы» разработкой и актуализации норм для технологий по:
-Установке конструкций из перекрестноклеевой древесины, досок строганных, балок клееных строганых. Устройство оконных и дверных проемов в панелях из перекрестноклееной древесины.
-Укладке трубопроводов канализации из труб полиэтиленовых.
-Выправке и послойной стабилизации пути.
В Раздел II. «Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации», включена разработка нормативных затрат для:
-на работы по экономическим изысканиям для автомобильных дорог,
-на разработку документации по планировке территории автомобильных дорог,
-на работы по подготовке проектной документации для строительства объектов электросетевого хозяйства.
И актуализация изменений в нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации для создания инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, утвержденные приказом Минстрой № 912/пр от 13 декабря 2023 г.
Раздел III. «Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм» дополнен актуализацией изменений в методику определения сметной стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденной приказом Минстрой № 707/пр от 1 октября 2021 года.
24/01/2025
Минфин России разъяснил порядок изменения существенных условий контрактов
возникновение независящих от сторон обстоятельства, влекущих невозможность исполнения контракта.
Изменение условий осуществляется при наличии обоснованного изменения в письменной форме на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации,изменение объема или видов выполняемых работ по контракту.
Допускается изменение условий контракта по соглашению сторон.
Изменение цены контракта, заключенного на срок не менее 1 года, допускается в том случае, если это не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%.
Предметом контракта могут являться работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу ОКС, сохранению объектов культурного наследия, геологическому изучению недр.
Срок исполнения контракта не включает в себя срок прохождения экспертизы проектной документации.
16/01/2025
ФАС разъяснила, в каких случаях заказчик обязан направлять обращение о включении в РНП
актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
10/01/2025
Минпромторг формирует реестр инжиниринговых компаний в сфере промышленности
Код основного вида экономической деятельности организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) должен соответствовать:
- 10 «Деятельность специализированная в области дизайна».
- 12.1 «Деятельность, связанная с инженерно- техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора»;
- 12.8 «Деятельность по предоставлению инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».
Число работников научных и инженерно-технических специальностей. Для сферы создания промпродукции таких сотрудников должно быть не менее 60% штата, но минимум 5 человек, а для сферы создания промпроизводства - не менее 10% штата, но минимум 25 человек;
Выполнение не более чем за 3 года до даты подачи заявки о включении в реестр договоры об оказании инжиниринговых услуг на общую сумму не менее 15 млн руб. (по промпродукции) или 2 млрд руб. (по промпроизводству);
Получение не менее 60% выручки от оказания инжиниринговых услуг в одной из сфер (промпродукция или промпроизводство) за период, в котором исполнили договоры, и за год, предшествующий заявке.
Отсутствие процессов ликвидации, банкротства, статуса иноагента и др.
При условии выполнения требований, Минпромторг внесет запись в реестр не позднее 2 рабочих дней после того, как рассмотрит заявление, документы и подтвердит соответствие критериям. Первичная проверка занимает 20 рабочих дней со дня получения заявления, повторная (при доработке заявителем материалов) - 10 рабочих дней.
Застройщик или технический заказчик вправе утвердить внесенные в ПД изменения при наличии подтверждения соответствия вносимых в ПД изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ. Это подтверждение должно быть предоставлено лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку ПД, и утверждено привлеченным этим лицом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта (ГИП).
При подтверждении ГИПом соответствия изменений, вносимых в ПД, получившую положительное заключение экспертизы, требованиям ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ застройщик может не направлять в экспертную организацию такую ПД на повторную экспертизу.
При этом оценка изменений, внесенных в ПД, получившую положительное заключение экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ), требованиям п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения.
20/12/2024
Минстрой опубликовал рекомендации по внедрению цифрового функционала технического заказчика (НОТЕХ)
Минстрой опубликовал рекомендации по внедрению цифрового функционала технического заказчика, являющиеся приложением к профессиональному стандарту «Деятельность лиц, осуществляющих полномочия технического заказчика. Версия 2.0».
В документе представлена карта расширенного функционала технического заказчика при использовании информационного менеджмента в бизнес-процессах при реализации исполнительной документации в строительстве (ИСП), которая использует ролевую модель управления процессами. К каждой из функций, входящих в бизнес-процесс, привязаны определенные роли, выполняемые сотрудниками цифрового подразделения технического заказчика.
Ключевой задачей Ассоциации НОТЕХ является развитие рынка строительного инжиниринга.
Созданная при активной поддержке Минстроя России, Ассоциация НОТЕХ разрабатывает единый стандарт деятельности технических заказчиков, включающий такие критерии эффективности работы, как соблюдение сроков, стоимость и качество строительства, общих подходов к определению его функциональных и квалификационных требований, механизмов страхования рисков и ответственности.
11/12/2024
Минфин разъяснил, когда можно увеличить цену контракта с неопределенным объемом
При этом договор должен содержать условие об оплате предмета соглашения по цене единицы товара, работы, услуги с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения стоимости договора.
В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ указаны случаи, при которых по соглашению сторон допустимо увеличение цены контракта при его исполнении. Одновременно документом не предусмотрена возможность корректировки максимального значения стоимости договора.
Изменение по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2025, допускается, если при его исполнении возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Корректировки вносятся на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных, региональных и муниципальных нужд соответственно.
Таким образом, при наличии решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 01.01.2025, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
По итогам полугодовой работы с крупнейшими государственными корпорациями экспертами, в том числе НОТИМ, было выявлено множество малоизвестных на рынке «цифровых» систем, которые существуют в составе стека крупного промышленного заказчика и эффективно используются несколько лет. Наиболее успешные системы планируется тиражировать среди строительных организаций, масштабируя их применение на территории России для выравнивания «цифрового» контура регионов.
Для выявления высоких конкурентных качеств отечественных систем рабочей группой «ПРОМТИМ» в составе Минстроя России, Госкорпорации «Росатом» и НОТИМ проведены исследование и анализ российского программного обеспечения, которое уже внедрено и успешно применяется в сфере промышленного строительства. Его результаты в ближайшее время будут опубликованы на сайте Минстроя России. В рамках рабочей группы изучался софт, охватывающий ключевой подготовительный блок строительной отрасли – проведение изыскания и проектирования. Также анализировались все этапы строительного процесса и управление ими, включая специализированные направления, цифровизацию линейных объектов, зданий и сооружений высокой технологической сложности и период эксплуатации.
Широкая интеграция существующих систем автоматизированного проектирования Минстроем России во взаимодействии с Госкорпорацией «Росатом», НОТИМ при участии экспертного сообщества запланирована на 2025 год.
26/11/2024
Минстрой дал пояснения о вводе в эксплуатацию ЕИС «Стройкомплекс.РФ»
ЕИС «Стройкомплекс.РФ» создана на основе инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию и функционирование государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ с использованием ее программных и технических средств.
Постановлением Правительства РФ №1389 от 26.08.2023 определено, что ЕИС «Стройкомплекс.РФ» вступает в силу со дня ввода системы в эксплуатацию Минстроем России.
Постановлением Правительства РФ №1047 от 05.08.2024 внесены изменения в ЕИС «Стройкомплекс.РФ». В частности, подсистема «Реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства» заменена на подсистему «Реестр требований, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства».
Постановление Правительства РФ №1047, которым вносятся изменения в Постановление Правительства РФ №1389, вступило в силу с 01.09.2024.
Изменения в Постановление №1389, вносимые Постановлением №1047, вступили в силу после ввода в эксплуатацию ЕИС «Стройкомплекс.РФ» и вступления в силу Постановления №1389.
20/11/2024
Росреестр рассказал, когда возможна корректировка границ кадастровых кварталов
- описание местоположения границ земельного участка (ЗУ) соответствует установленным на основании ч. 13 ст. 22 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ ЗУ;
- в границах такого кадастрового квартала расположена большая часть площади данного ЗУ.
Росреестр информирует, что в настоящее время готовятся разъяснения в территориальные органы Росреестра в части применения положений Порядка кадастрового деления территории РФ и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденных приказом Росреестра №П/0183 от 22.05.2023, в том числе в случаях выявления некорректного присвоения номеров кадастровых кварталов.
В отношении применения п. 13 Порядка в том случае, если части границ кадастрового квартала совпадают с частями границ кадастрового округа (границей между субъектами РФ), отмечается следующее:
- Приведение описания местоположения границ (частей границ) кадастрового квартала в соответствие с описанием местоположения границ ЗУ согласно п. 13 Порядка не осуществляется, если части границ кадастрового квартала являются общими с частями границ кадастрового района, соответствующими частям границ муниципального образования и (или) кадастрового округа, соответствующим границе между субъектами РФ.
- Изменение описания границ единиц кадастрового деления в соответствии с описанием местоположения государственной границы РФ, границами между субъектами РФ осуществляется согласно требованиям п. 12 Порядка после внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о таких границах.
При этом Росреестр полагает, что положения п. 12 Порядка применяются только в отношении границ между субъектами РФ, описание местоположения которых установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Новости 1 - 20 из 127
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец