Законодательство
16/01/2025
ФАС разъяснила, в каких случаях заказчик обязан направлять обращение о включении в РНП
актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
10/01/2025
Минпромторг формирует реестр инжиниринговых компаний в сфере промышленности
Код основного вида экономической деятельности организации по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) должен соответствовать:
- 10 «Деятельность специализированная в области дизайна».
- 12.1 «Деятельность, связанная с инженерно- техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора»;
- 12.8 «Деятельность по предоставлению инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».
Число работников научных и инженерно-технических специальностей. Для сферы создания промпродукции таких сотрудников должно быть не менее 60% штата, но минимум 5 человек, а для сферы создания промпроизводства - не менее 10% штата, но минимум 25 человек;
Выполнение не более чем за 3 года до даты подачи заявки о включении в реестр договоры об оказании инжиниринговых услуг на общую сумму не менее 15 млн руб. (по промпродукции) или 2 млрд руб. (по промпроизводству);
Получение не менее 60% выручки от оказания инжиниринговых услуг в одной из сфер (промпродукция или промпроизводство) за период, в котором исполнили договоры, и за год, предшествующий заявке.
Отсутствие процессов ликвидации, банкротства, статуса иноагента и др.
При условии выполнения требований, Минпромторг внесет запись в реестр не позднее 2 рабочих дней после того, как рассмотрит заявление, документы и подтвердит соответствие критериям. Первичная проверка занимает 20 рабочих дней со дня получения заявления, повторная (при доработке заявителем материалов) - 10 рабочих дней.
Застройщик или технический заказчик вправе утвердить внесенные в ПД изменения при наличии подтверждения соответствия вносимых в ПД изменений требованиям, указанным в ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ. Это подтверждение должно быть предоставлено лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку ПД, и утверждено привлеченным этим лицом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта (ГИП).
При подтверждении ГИПом соответствия изменений, вносимых в ПД, получившую положительное заключение экспертизы, требованиям ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ застройщик может не направлять в экспертную организацию такую ПД на повторную экспертизу.
При этом оценка изменений, внесенных в ПД, получившую положительное заключение экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ), требованиям п. 1 ч. 5 ст. 49 ГрК РФ по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения.
20/12/2024
Минстрой опубликовал рекомендации по внедрению цифрового функционала технического заказчика (НОТЕХ)
Минстрой опубликовал рекомендации по внедрению цифрового функционала технического заказчика, являющиеся приложением к профессиональному стандарту «Деятельность лиц, осуществляющих полномочия технического заказчика. Версия 2.0».
В документе представлена карта расширенного функционала технического заказчика при использовании информационного менеджмента в бизнес-процессах при реализации исполнительной документации в строительстве (ИСП), которая использует ролевую модель управления процессами. К каждой из функций, входящих в бизнес-процесс, привязаны определенные роли, выполняемые сотрудниками цифрового подразделения технического заказчика.
Ключевой задачей Ассоциации НОТЕХ является развитие рынка строительного инжиниринга.
Созданная при активной поддержке Минстроя России, Ассоциация НОТЕХ разрабатывает единый стандарт деятельности технических заказчиков, включающий такие критерии эффективности работы, как соблюдение сроков, стоимость и качество строительства, общих подходов к определению его функциональных и квалификационных требований, механизмов страхования рисков и ответственности.
11/12/2024
Минфин разъяснил, когда можно увеличить цену контракта с неопределенным объемом
При этом договор должен содержать условие об оплате предмета соглашения по цене единицы товара, работы, услуги с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения стоимости договора.
В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ указаны случаи, при которых по соглашению сторон допустимо увеличение цены контракта при его исполнении. Одновременно документом не предусмотрена возможность корректировки максимального значения стоимости договора.
Изменение по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2025, допускается, если при его исполнении возникли независящие от сторон договора обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Корректировки вносятся на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных, региональных и муниципальных нужд соответственно.
Таким образом, при наличии решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 01.01.2025, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
По итогам полугодовой работы с крупнейшими государственными корпорациями экспертами, в том числе НОТИМ, было выявлено множество малоизвестных на рынке «цифровых» систем, которые существуют в составе стека крупного промышленного заказчика и эффективно используются несколько лет. Наиболее успешные системы планируется тиражировать среди строительных организаций, масштабируя их применение на территории России для выравнивания «цифрового» контура регионов.
Для выявления высоких конкурентных качеств отечественных систем рабочей группой «ПРОМТИМ» в составе Минстроя России, Госкорпорации «Росатом» и НОТИМ проведены исследование и анализ российского программного обеспечения, которое уже внедрено и успешно применяется в сфере промышленного строительства. Его результаты в ближайшее время будут опубликованы на сайте Минстроя России. В рамках рабочей группы изучался софт, охватывающий ключевой подготовительный блок строительной отрасли – проведение изыскания и проектирования. Также анализировались все этапы строительного процесса и управление ими, включая специализированные направления, цифровизацию линейных объектов, зданий и сооружений высокой технологической сложности и период эксплуатации.
Широкая интеграция существующих систем автоматизированного проектирования Минстроем России во взаимодействии с Госкорпорацией «Росатом», НОТИМ при участии экспертного сообщества запланирована на 2025 год.
26/11/2024
Минстрой дал пояснения о вводе в эксплуатацию ЕИС «Стройкомплекс.РФ»
ЕИС «Стройкомплекс.РФ» создана на основе инфраструктуры, обеспечивающей эксплуатацию и функционирование государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ с использованием ее программных и технических средств.
Постановлением Правительства РФ №1389 от 26.08.2023 определено, что ЕИС «Стройкомплекс.РФ» вступает в силу со дня ввода системы в эксплуатацию Минстроем России.
Постановлением Правительства РФ №1047 от 05.08.2024 внесены изменения в ЕИС «Стройкомплекс.РФ». В частности, подсистема «Реестр требований, подлежащих применению при проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объектов капитального строительства» заменена на подсистему «Реестр требований, подлежащих применению при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, проведении экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации и сносе объектов капитального строительства».
Постановление Правительства РФ №1047, которым вносятся изменения в Постановление Правительства РФ №1389, вступило в силу с 01.09.2024.
Изменения в Постановление №1389, вносимые Постановлением №1047, вступили в силу после ввода в эксплуатацию ЕИС «Стройкомплекс.РФ» и вступления в силу Постановления №1389.
20/11/2024
Росреестр рассказал, когда возможна корректировка границ кадастровых кварталов
- описание местоположения границ земельного участка (ЗУ) соответствует установленным на основании ч. 13 ст. 22 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ ЗУ;
- в границах такого кадастрового квартала расположена большая часть площади данного ЗУ.
Росреестр информирует, что в настоящее время готовятся разъяснения в территориальные органы Росреестра в части применения положений Порядка кадастрового деления территории РФ и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, утвержденных приказом Росреестра №П/0183 от 22.05.2023, в том числе в случаях выявления некорректного присвоения номеров кадастровых кварталов.
В отношении применения п. 13 Порядка в том случае, если части границ кадастрового квартала совпадают с частями границ кадастрового округа (границей между субъектами РФ), отмечается следующее:
- Приведение описания местоположения границ (частей границ) кадастрового квартала в соответствие с описанием местоположения границ ЗУ согласно п. 13 Порядка не осуществляется, если части границ кадастрового квартала являются общими с частями границ кадастрового района, соответствующими частям границ муниципального образования и (или) кадастрового округа, соответствующим границе между субъектами РФ.
- Изменение описания границ единиц кадастрового деления в соответствии с описанием местоположения государственной границы РФ, границами между субъектами РФ осуществляется согласно требованиям п. 12 Порядка после внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о таких границах.
При этом Росреестр полагает, что положения п. 12 Порядка применяются только в отношении границ между субъектами РФ, описание местоположения которых установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
12/11/2024
Новые особенности регулирования земельных отношений в РФ
На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации №1483 от 02.11.2024 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. №629».
Постановление определяет особенности регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022—2024 годах, регламентирует случаи установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков (ЗУ), находящихся в федеральной собственности, и размер такой платы.
В частности, устанавливается дополнительное условие, допускающие продажу без проведения торгов ЗУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и ЗУ, государственная собственность на который не разграничена, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, отдыха (рекреации), производственной деятельности, нужд промышленности и предоставленных в аренду.
Для этого необходимо будет обеспечить соблюдение следующих условий:
- отсутствие у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого ЗУ;
- при наличии в установленных правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) градостроительных регламентах испрашиваемого вида разрешенного использования (ВРИ) ЗУ применительно к территориальной зоне, в границе которой расположен ЗУ.
Указанные условия будут фиксироваться в договоре аренды земельного участка.
В настоящее время ЗУ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам РФ или российским юридическим лицам в аренду без проведения торгов в целях осуществления деятельности по производству продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения в условиях введенных ограничительных мер со стороны иностранных государств и международных организаций, перечень которой устанавливается решением органа государственной власти субъекта РФ.
После вступления в силу Постановления №1483 утратит силу норма, согласно которой при осуществлении указанной деятельности предоставление ЗУ может осуществляться независимо от содержания документации по планировке территории, за исключением документации по планировке территории (ДПТ), предусматривающей размещение объектов федерального значения и ДПТ РФ, документов градостроительного зонирования.
Постановление вступило в силу с дня официального опубликования.
08/11/2024
Росстандарт утвердил стандарт на контроль параметров ОКС с помощью ИИ
Приказом от 22 октября 2024 года № 1478-ст Росстандарт утвердил ГОСТ Р 71718-2024 «Технологии искусственного интеллекта в дополненной и смешанной реальности. Контроль визуальный непрямой геометрических параметров объектов капитального строительства. Общие положения».
Положения стандарта распространяются на применение устройств, не являющихся измерительными приборами, в том числе роботов и робототехнических устройств, включая беспилотные авиационные системы, использующих технологии искусственного интеллекта при выполнении контрольных мероприятий во время проведения строительного контроля и/или при проведении авторского надзора при осуществлении визуального контроля состояния строящихся объектов капитального строительства и технологий выполнения строительно-монтажных и специальных работ, а также техническом осмотре результатов их проведения.
Документ не распространяется на проведение осмотра, связанного с применением других разрушающих и неразрушающих методов контроля. При использовании стандарта на опасных производственных объектах должны дополнительно учитываться требования действующих нормативных документов, установленные федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствующей сфере деятельности.
Нормативный документ вступит в силу 1 января 2025 года.
В письме указано, что позиция Минстрой по данному вопросу однозначна и полностью совпадает с изложенной в обращении НОПРИЗ. В частности, заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, согласно 44-ФЗ. Обязанностью заказчика является, в том числе, проверка соответствия участников закупок установленным им требованиям. В случае проведения единой закупки работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не обладающие правом выполнять такие работы, не вправе принимать участие в указанной закупке.
Кроме того, частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48 Градкодекса установлено обязательное требование об обеспечении выполнения инженерных изысканий и подготовке проектной документации соответственно специалистами по организации инженерных изысканий, специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования соответственно.
Такие специалисты должны быть трудоустроены по месту основной работы соответственно у члена СРО в области инженерных изысканий, у члена СРО в области архитектурно-строительного проектирования и осуществляют трудовые функции, предусмотренные статьей 55.5-1 Градкодекса, в том числе утверждение проектной документации, результатов инженерных изысканий, со дня включения сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. В принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу, выполненных лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 Градкодекса, будет отказано на основании пунктов 2 и 5 ч. 8 ст. 49.
17/10/2024
Разработаны новые ГОСТы по проектированию тепловых сетей и классификации модульных зданий
Росстандарт опубликовал уведомления о принятии национального стандарта (ГОСТ Р) по подготовке проектной документации линейных объектов и стандарта, устанавливающего термины, классификацию модульных зданий и их конструкций.
В частности, с 1 ноября 2024 года вводится в действие ГОСТ, содержащий общие требования и правила по разработке, оформлению и обращению проектной и рабочей документации (СПДС) — ГОСТ Р 71658-2024 «Система проектной документации для строительства. Правила оформления проектной документации линейных объектов. Тепловые сети».
08/10/2024
Минстрой пояснил, как размещать секретную исполнительную документацию в ГИСОГД
Если исполнительная документация в форме электронных документов хранится с использованием информационных систем, в них должны обеспечиваться мероприятия по защите сведений, составляющих гостайну.
При этом следует соблюдать требования закона РФ №5485-1 «О государственной тайне» от 21.07.1997.
Министерство информирует, что обязанности по включению исполнительной документации в электронном виде в государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (ГИСОГД), единую информационную систему обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ» в случаях содержания в ней сведений, составляющих государственную тайну, на текущий момент законом не предусмотрены.
01/10/2024
Опубликован реестр требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса
24/09/2024
Изменен порядок ведения реестра долгостроев
На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ №1300 от 24.09.2024 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Документ уточняет порядок ведения федерального реестра незавершенных объектов строительства, а также последствия включения таких объектов в федеральный или региональный реестры долгостроев.Новым основанием основаниям для исключения объекта из федерального реестра является:
его списание в установленном законодательством порядке.
передача из федеральной в региональную или муниципальную собственность.
Решение о целесообразности такой передачи принимается при наличии:
подтверждения органом исполнительной власти РФ или органом местного самоуправления муниципального образования, в границах которых расположен объект, целесообразности завершения его строительства или сноса;
согласия (письма) главного распорядителя бюджетных средств на передачу объекта.
План мероприятий по снижению количества объектов незавершенного строительства разрабатывается и утверждается главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с формой и порядком разработки, утверждения и мониторинга хода реализации плана мероприятий и отчетных форм по снижению количества объектов незавершенного строительства, установленными Минстроем России.
16/09/2024
Минфин напомнил проектировщикам о порядке работы по госконтрактам
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ в письме № 24-06-09/78817 от 21.08.2024 дал разъяснения, касающиеся заключения контрактов на выполнение проектных работ с обязательным направлением разработанной проектно-сметной документации на госэкспертизу.
Департамент отметил, что согласно части 3 статьи 1102 ФЗ-44 результатом выполненной работы по контракту на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий является документация, содержащая результаты инженерных изысканий. Приемка и оплата выполненных работ по контрактам на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, возможны только после получения положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в случае если это предусмотрено Градостроительным кодексом РФ.
Согласно ч.1 ст. 24 ФЗ-44 заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения подрядчиков или осуществляют закупки у единственного подрядчика.
Перечень случаев осуществления закупки у единственного подрядчика установлен частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, закупка у единственного подрядчика осуществляется в случае, если закупаются работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением или акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит государству. Полномочия данных органов и организаций подтверждаются соответствующими нормативными правовыми актами.
При отсутствии оснований для закупки у единственного подрядчика, заказчик должен использовать конкурентные способы определения подрядчиков.
Постановлением Правительства №145 от 05.03.2007 предусматривается возможность пересчета сметной стоимости подрядных работ в уровень цен на дату определения НМЦК с ИИСС после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора). В таком случае пересчитать сметную стоимость можно, применив ИИСС, действующие на дату пересчета сметной стоимости без направления такой сметной документации на повторную государственную экспертизу в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
В случае если сметная документация разработана на основании сметно-нормативной базы, не применяемой на дату формирования НМЦК, то пересчет сметной стоимости подрядных работ к уровню цен на дату определения НМЦК осуществляется с использованием индекса фактической инфляции.
06/09/2024
Минстрой разъяснил сроки включения сведений в ИМ ОКС
В связи с этим срок включения вышеуказанных сведений в ИМ ОКС допустимо принимать на основании заключенного договора на формирование и (или) ведение ИМ ОКС.
Также в письме Минстрой напомнил, что в соответствии с п. 9 Правил застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций, и лицо, ответственное за эксплуатацию ОКС, посредством предоставления доступа к информационным системам направляют ИМ ОКС в уполномоченные на размещение в ГИСОГД органы исполнительной власти, местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня утверждения сведений, документов и материалов, входящих в состав такой ИМ ОКС.
ИМ ОКС направляется в ГИСОГД и подлежит дальнейшему хранению в ГИСОГД целиком. Направление частей ИМ ОКС, в том числе сформированных для отдельных стадий жизненного цикла ОКС, не предусмотрено. По мере включения в ИМ ОКС сведений, документов и материалов ответственные лица направляют полную обновленную ИМ ОКС для размещения в ГИСОГД, что является необходимым для исключения рисков дублирования сведений, возникновения сопряженных с этим ошибок и увеличения нагрузки на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по причине, связанной с осуществлением ими частичной замены сведений, документов и материалов в содержащейся в ГИСОГД ИМ ОКС.
Уполномоченные за размещение информации в ГИСОГД органы определяются каждым субъектом самостоятельно с учетом необходимости реализации функций ведения ГИСОГД, описанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 марта 2020 г. N 279.
Напомним, что Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2024 № 614 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов» вступило в силу с 1 сентября 2024 года.
27/08/2024
Минстрой разъяснил, как можно изменить цену государственного контракта в 2024 году
Письмом Минстроя России №42831-АВ/09 от 29.07.2024 «Об изменении (увеличении) цены контракта» ведомство напоминает, что Постановлением Правительства РФ №1315 от 09.08.2021 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлена возможность изменения существенных условий контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, при условии что контракт заключен до 31.12.2022 и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Срок ограничения действия Постановления №1315 не установлен. Таким образом, пересчет цены контракта допускается в 2023 и 2024 годах.
Для контрактов с ценой, превышающей 30 млн руб., рассчитывается коэффициент корректировки цены контракта, учитывающий рост стоимости работ, вызванный существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, который невозможно было предвидеть при заключении контракта.
Коэффициент корректировки цены контракта:
- распространяется на остатки работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, в том числе на работы, потребность в которых возникла в результате внесения изменений до выполнения расчета в проектную документацию, в части изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений;
- не применяется к работам, выполненным подрядчиком и оплаченным заказчиком в 2023 и 2024 годах.
Минстрой указывает, что стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021—2022 годах до даты выполнения расчета, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчета до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке.
Новости 1 - 20 из 115
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец